1.
Этапы проектирования АСОиУ. ГОСТ 34.601-90.
Процесс
создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени,
взаимосвязанных, объединённых в стадии и этапы работ, выполнение которых
необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.
Данный этап включает:
1.
Обследование
объекта и обоснование необходимости создания АС.
2.
Формирование
требований к АС.
3.
Оформление отчета
о выполненной работе.
Данный этап включает:
1.
Изучение объекта.
2.
Проведение
необходимых научно-исследовательских работ.
3.
Разработка
вариантов концепции АС.
4.
Оформление отчета
о выполненной работе.
1.
Разработка и
утверждение технического задания на создание АС.
ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и
порядок создания (развития или модернизации) автоматизированной системы, в
соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в
действие.
На данном этапе выполняются:
1.
Разработка предварительных
проектных решений по системе и её частям.
2.
Разработка
документации на АС и ее
части.
На данном этапе выполняются работы по:
1.
Проектированию
общей структуры ПО (функциональная структура(компоненты
и их взаимосвязи)).
2.
Разработке
проектных решений по системе и ее частям (постановка задач и алгоритмов их
решения, комплексу технических средств, БД).
3.
Разработке и
оформлению документации на поставку изделий для комплектования АС и (или)
технических требований (технических заданий) на их разработку.
4.
Разработка
заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
На данном этапе разрабатывается рабочая
документации на систему и ее части, документация пользователя (документ по
инсталляции, руководство пользователя, администратора, справочное руководство).
Данный этап включает:
1.
Подготовка
объекта автоматизации к вводу АС в действие.
2.
Подготовка
персонала.
3.
Строительно-монтажные
работы.
4.
Проведение
предварительных испытаний.
5.
Проведение
опытной эксплуатации.
6.
Проведение
приемочных испытаний.
На данном этапе выполняются:
1.
Выполнение работ
в соответствии с гарантийными обязательствами.
2.
Послегарантийное
обслуживание.
2. Принципы создания АСОИиУ
(по ГОСТу).
В
соответствии с РД 50-680-88 при создании АС необходимо руководствоваться принципами
системности, развития (открытости), совместимости, стандартизации (унификации)
и эффективности.
1.
Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть
установлены такие связи между структурными элементами системы, которые
обеспечивают цельность АС и ее взаимодействие с другими системами.
2.
Принцип развития (открытости) заключается в том, что исходя из
перспектив развития объекта автоматизации, АС должна создаваться с учетом
возможности пополнения и обновления функций и состава АС без нарушения ее
функционирования.
3.
Принцип совместимости заключается в том, что при создании систем должны
быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать
с другими системами в соответствии с установленными правилами.
4.
Принцип стандартизации (унификации) заключается в том, что при создании
систем должны быть рационально применены типовые, унифицированные и
стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ,
комплексы, компоненты.
5.
Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения
между затратами на создание АС и целевыми эффектами, включая конечные
результаты, получаемые в результате автоматизации.
6.
Принцип первого руководителя. Уровень компетентности руководителя любого
уровня в производственных, административных, психологических и других вопросах
определяет общие тенденции развития предприятия или его подразделений и
социально-психологический климат в коллективе.
3. Особенности экстремального программирования(ЭП). Признаки хорошего интерфейса.
Основы методики:
Особенности:
Признаки хорошего интерфейса:
4. Задачи предпроэктного
обследования.
◦ Нужно ли вообще проводить такое обследование? Что оно
даст заказчику и самой ИТ-компании?
◦ Каковы задачи предпроектного
обследования?
◦ Что должно быть его результатом?
◦ Делать ли предпроектное
обследование бесплатно или брать за это деньги?
◦
Как обосновать
для заказчика эффективность такого обследования, сможет ли оно окупиться?
Изучение базовых бизнес-процессов заказчика и
выяснение основных проблем, которые он хотел бы решить с помощью системы
автоматизации. Самым эффективным инструментом для этого обычно является
специально составленный опросный лист, основанный на реальной практике
проведения предпроектных обследований. Он позволяет
консультанту задать сотрудникам заказчика все необходимые вопросы, касающиеся
основных направлений деятельности автоматизируемых подразделений, ничего при
этом не забыв.
Следующая по значимости задача предпроектного
обследования - выявление уникальных конкурентных преимуществ
заказчика. Как показывает практика, порядка 75% бизнес-процессов совпадают с
процессами в аналогичных компаниях той же отрасли, 10% реализуют его уникальные
конкурентные преимущества, которые необходимо сохранить, а оставшиеся 15%
являются следствием «естественного роста хаоса» и должны быть устранены в ходе
проекта.
Понимая,
каким образом будут поддержаны конкурентные преимущества заказчика, ИТ-компания сможет оценить необходимость и стоимость
доработки продукта, а также понять, какие дополнительные ресурсы могут для
этого потребоваться.
Важной целью предпроектного
обследования является диагностика состояния ИТ-среды
заказчика, то есть оценка используемого им компьютерного оборудования,
программного обеспечения, коммуникаций, уровня квалификации ИТ-специалистов
и т.п. На этом этапе необходимо понять, достаточно ли у заказчика ресурсов для
успешного внедрения системы автоматизации. Здесь подходим еще к одной задаче предпроектного обследования - анализу
потенциальных рисков проекта и описанию их вероятных последствий. При этом
консультанты должны не только зафиксировать все возможные риски, но и
предложить заказчику способы снижения каждого из них.
Еще одним важным
вопросом, который необходимо решить на этапе предпроектного
обследования, является выработка рекомендаций по выбору методов реализации
проекта. Здесь важно четко зафиксировать, какие из проблем, сформулированных ранее заказчиком, не решаются с
помощью предложенной системы автоматизации, и предложить организационные или
иные способы выхода из этого положения.
Основной результат - итоговый отчет о выполненных работах, согласованный и подписанный
заказчиком и исполнителем.
5. Структура технического задания (ГОСТ 34.602-89)
В соответствии с ГОСТ:
ТЗ на
АС содержит следующие разделы, которые могут быть
разделены на подразделы:
6. Особенности технического и рабочего
проектирования
Организация работ на стадии технического
проектирования
На стадии технического проектирования разрабатываются основные
положения создаваемой системы, формулируются основные принципы ее
функционирования и взаимодействия с другими ИС, определяется структура ИС и ее
подсистем, осуществляются проектные решения по комплексу технических средств,
созданию информационной базы.
Особенности технического проектирования:
·
Создается сборник
заказных спецификаций на такие виды оборудования, как средства ВТ, периферийные технические средства,
контрольно-измерительная аппаратура, оргтехника и т.д. План мероприятий по
подготовке объекта к внедрению должен содержать перечень работ, обеспечивающих
внедрение системы, с указанием содержания и сроков их выполнения,
ответственного исполнителя и формы завершения работ.
·
Техническим
проектом раскрывается постановка автоматизируемых задач, их целевая функция и
характеристика, даются алгоритмы и технология решения задач на ЭВМ,
определяются эффективные меры контроля достоверности данных.
·
Дается описание
компонентов комплексов задач, реализуемых средствами пакетов прикладных
программ, приводится подробное описание используемых экономико-математических
методов.
·
В техническом
проекте формируются требования к обеспечивающим подсистемам, определяются
способы сбора и организации данных, дается структура массивов информации на
технических носителях, логическая структура баз данных.
·
По программному
обеспечению на этом этапе выбираются общесистемные решения, включая
операционные системы, системы управления базами данных, определяется
возможность настройки пакетов прикладных программ и др.
Организация работ на стадии рабочего
проектирования
Основанием для начала работ
на стадии рабочего проектирования является утвержденный технический проект.
В связи с тем, что основная цель рабочего проекта - это разработка технической, рабочей документации, необходимой для
отладки и внедрения ИС, проведение приемно-сдаточных мероприятий и обеспечение
нормального функционирования системы, рабочий проект не утверждается. По своей
структуре он аналогичен техническому проекту и содержит в принципе те же
разделы. В него входят уточненные и детализированные общесистемные проектные
решения, программы, локальные проектные решения по отдельным функциональным и
обеспечивающим подсистемам, доведенные до инструктивных материалов, перечень
мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Программная документация
рабочего проекта включает:
1.
Руководство
программиста, содержащее описания используемых средств программирования,
непосредственно программ и их функционирования, алгоритмов обработки данных,
способов и средств диагностики и др.
2.
Руководство
оператора, в составе которого можно выделить описание его действий при запросах
программы, правила организации программ на внешних носителях, тестирование.
3.
Эксплуатационные
программы, если используется ППП, или тексты программ.
4.
Контрольный
пример, который включает описание проверяемых функций и параметров, состава
необходимых технических средств, входной информации и результатов
апробирования.
В состав технических
инструкций, которые, как правило, являются типовыми, входят инструкции по:
·
сбору, регистрации,
контролю и передаче информации;
·
переносу ее на
машинные носители, ведению архива носителей документов;
·
порядку передачи
выходной, результатной информации.
Должностные инструкции
определяют права и обязанности производственного и управленческого персонала
при эксплуатации ИС, регламентируют их действия в новых условиях производства.
7. Подходы к автоматизации управления предприятием
Хаотичность –
отсутствие стратегического плана. При таком подходе процесс внедрения
информационных технологий определяется сиюминутными локальными задачами.
Критериями принятия решений могут быть:
В результате
предприятие в лучшем случае получает
разрозненные прикладные системы, в худшем случае создаются незаконченные
фрагменты информационной инфраструктуры и прикладных систем, которые не могут
применяться в практической деятельности предприятия.
Одна из проблем такого подхода может
заключаться в неправильном понимании своей роли и функций отдела информационных
технологий.
Автоматизация по участкам – это процесс автоматизации
отдельных производственных или управленческих подразделений предприятия,
объединенных по функциональному признаку. Подобный путь автоматизации
выбирается в следующих случаях:
Автоматизация по направлениям – это автоматизация
отдельных направлений деятельности предприятии, таких, как производство, сбыт,
управление финансами. Подход, связанный с автоматизацией по направлениям, часто
применяется при использовании систем класса MRPII, ERP, когда
конечной целью работ является полная автоматизация предприятия.
Автоматизация по направлениям
деятельности предполагает участие в этом процессе всех организационных
подразделений, функционирование которых связано с автоматизируемым
направлением. В большинстве случаев автоматизация по направлениям связана с реинжинирингом бизнес-процессов и требует создания модели
всего предприятия.
АСУП как система состоит из большого количества
элементов различных уровней и различного назначения. К ним относятся
подсистемы, модули, блоки управления, задачи, управленческие процедуры,
функции, операции и т.п.
Интеграция предполагает такое объединение и
согласование управленческих функций и процедур, чтобы в ходе процесса
управления предприятием обеспечивалась оптимизация его поведения.
Главное, ради чего создаются на предприятиях
автоматизированные системы - это функциональная интеграция,
когда системы управления предприятием (ERP), автоматизации производства (CAM), автоматизации проектирования продукции и технологических
процессов (CAD) объединяются в
интегрированное компьютерное производство (CIM), схематично изображенное на рисунке.
Единая компьютерная система позволяет обеспечить
взаимную прозрачность систем. Например, уже на стадии проектирования можно
моделировать возможное влияние конструкторских и технологических решений на ход
производства.
8. Автоматизация управления бизнесом: системы MRP и
MRP II
MRP-системы
В 60-е тема управления
производством привлекла всеобщее внимание, благо вычислительные ресурсы,
доступные предприятиям, выросли настолько, что можно было всерьез задумываться
о реализации идей, отодвигаемых до последнего времени, как модели, которые
невозможно воплотить в жизнь.
В итоге усилиями Джозефа
Орлики и Оливера Вейта (Joseph
Orlicky, Oliver Wight) был разработан метод расчета необходимых для
производства материалов, получивший название MRP (material
requirement planning,
управление материальными ресурсами).
Особенности MRP-систем:
·
Главной
сущностью MRP-системы является объект материального учета (item). Обычно это сырье и материалы, сборочные единицы,
полуфабрикаты и т.д..
·
MRP-программа
постоянно отслеживает состояние каждого материала. Как правило, это описание статуса материала в котором
должны быть отражены такие параметры, как наличие материала на складе, его
цена, данные о его поставщиках и информация о регулярности поставок материалов.
·
Наличие
ведомости материалов или спецификации (bills of materials). Это - список материалов и описание
технологии сборки конечного продукта.
·
Принцип объемно-календарного
планирования
Таким образом, MRP-программа,
получая на входе данные о наличии материалов на складе, их свойствах и зная,
что именно требуется для производства конечного продукта, а также имея
возможность соотнести производственный цикл с временной шкалой, способна
предоставить в руки управляющего ценную информацию, которая позволит оптимально
(с точки зрения сроков закупки и производства) спланировать процесс
производства.
MRP-программа, с одной
стороны, отслеживает движение материалов с тем, чтобы оптимизировать процесс
выработки решений о заказе новых поставок. В идеале MRP-программа
автоматизирует этот процесс, генерируя заказы автоматически.
С другой стороны,
MRP-программа сама вносит необходимые изменения в уже сформированные планы заказов.
Результатом работы программы
является глобальный план заказов поставщикам, на производство, в котором должно
быть расписано, что, когда и у кого необходимо заказать. А так же некий
страховой запас материалов, который тратится только в самых экстренных случаях.
MRP-системы, в целом, помогли
предприятиям гораздо эффективнее управлять запасами. Однако, довольно быстро
выявился их основной недостаток: необходимые материалы и комплектующие
планировались без учета необходимых для превращения их в готовую продукцию
ресурсов. А это:
·
производственные
мощности;
·
людские и
финансовые ресурсы;
·
складские площади
и т. д.
Системы MRPII
Постепенно MRP-программы
усложнялись, за счет того, что автоматизация стала касаться других сфер
управления. В результате возникли системы MRPII класса.
Аббревиатура MRPII
расшифровывается иначе, чем MRP. Если в первом случае, под MRP понимается
планирование поставок комплектующих (Material Requirements Planning), то во
втором случае речь идет уже о планировании всех значимых ресурсов предприятия (Manufacturing Resource Planning). Если система класса MRP предназначена в основном
для эффективного управления имеющимися ресурсами, то в системы класса MRPII уже
встроен работоспособный аналитический аппарат, с помощью которого можно с довольно
приемлемой степенью точностью делать прогнозы.
Классическая система MRPII
включает в себя следующие модули:
·
Master Production Scheduling (Составление основного плана производства);
·
Material Requirement Planning (Планирование необходимых материалов);
·
Bill of Materials
(Спецификации и технологические маршруты изделий);
·
Inventory Control (Управление
запасами);
·
Shop Flow Control
(Диспетчирование/Управление производством);
·
Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей);
·
Input/output control
(Управление цехами по уровню НЗП [незавершенное производство]);
·
Purchasing (Материально техническое снабжение);
·
Costing (Управление издержками);
·
Financial Planning (Управление
финансами).
Список модулей может быть
расширен. Например, MRPII-система может, в добавление к вышеперечисленным,
содержать следующие модули:
·
Tooling Planning and Control (Планирование и
контроль производственных операций);
·
Sales and Operation
Planning (Планирование продаж и производства);
·
Simulation (Моделирование);
·
Performance Measurement (Оценка
результатов деятельности);
·
Demand Management (Управление
спросом).
Пользователи систем класса
MRPII в качестве результата работы ПО получают:
1.
оперативную
информацию о предприятии вплоть до подробностей, которые касаются отдельных заказов;
2.
оптимизацию всего
цикла работы с материальными ресурсами (уменьшение загруженности складских
помещений, автоматизацию заказов необходимых материалов и пр.);
3.
оптимизацию
работы по контролю за платежами и отгрузкой готовой продукции и т.д.
9. Базовые принципы ERP-систем.
CRM-системы и MES-системы.
ERP-системы
Фирмы,
которые не занимались производством продукции использовали ERP-системы.
Системы класса ERP (Enterprise(-wide) Resource Planning, системы планирования ресурсов предприятия или
системы планирования ресурсов в масштабе предприятия), которые представляют
собой расширенные MRPII-системы.
В ERP-системах интегрированы
все подразделения и функции предприятия в единую компьютерную систему, т.е.
использовать ее будут в равной степени и персонал финансового отдела
(бухгалтерии), и в производстве, и в службе сбыта, и на складах.
ERP-система автоматизирует
бизнес-процессы предприятия, например:
·
прием заказа;
·
планирование его
выполнения;
·
производство;
·
отгрузка;
·
оплата и т.д.
Базовые принципы ERP-систем:
Архитектура «клиент-сервер»
Такая архитектура позволяет оптимально распределить работу между
клиентскими и серверной частями системы: приложение, работающее на рабочей
станции, не читает записи базы данных «напрямую», а посылает запросы на сервер,
где они принимаются и последовательно отрабатываются специальными программами.
В результате на рабочую станцию поступают только обработанные данные, что
радикально сокращает информационные потоки в ЛВС.
Масштабируемость
Обладать способностью к наращиванию количества рабочих мест без
снижения эффективности работы системы.
Модульность
Корпоративные системы управления являются модульными. Многие компоненты
успешно функционируют автономно.
Интеграция с Web-технологиями
Возможность выполнять
управленческие функции в режиме ON-LINE.
В основе ON-LINE решений может быть
трехуровневая схема, включающая компоненты:
·
Корпоративный
сервер управления данными и соответствующими методами их обработки;
·
Корпоративный
сервер приложений (Web-сервер), отвечающий за взаимодействие с сервером
управления данными и обеспечивающий подготовку требуемой информации для
визуализации;
·
Универсальная
программа просмотра содержимого Web-узлов (Web-браузер).
На сервере управления данными
хранится корпоративная база данных и бизнес-логика, реализованная в системе.
На сервере приложений хранятся ASP-сценарии (Active
Server Pages), позволяющие
отображать в html-формате данные из корпоративной базы данных и заносить в эту
базу информацию, введенную пользователями через Web-интерфейс.
Интеграция с программными продуктами других
разработчиков
Большинство корпоративных
систем целеустремленно идет по пути интеграции с широко используемыми
стандартными программными продуктами, например, Microsoft
Excel. Подобная практика эффективна по следующим причинам:
·
Многофункциональность
(которую практически невозможно повторить в собственной разработке) и
постоянное развитие подобных программных продуктов значительно расширяют
возможности системы.
·
Сотрудники
предприятия, где внедряется система, часто уже имеют навыки работы со
«стандартными» программами.
·
Отсутствие
проблем при передаче подготовленных материалов в электронном виде.
Открытость
1.
Вместе с системой
может поставляться описание структур баз данных, что позволяет формировать
самые разнообразные отчеты на базе шаблонов, разрабатываемых вами при помощи
генератора отчетов.
2.
При
необходимости, в поставку системы могут входить информационные модели IDEF и
даже исходные тексты программного продукта. Эти меры призваны облегчить
специалистам вашего предприятия развитие и адаптацию системы.
3.
Возможность
использования открытых API-интерфейсов позволяет интегрировать систему с
программами, созданными силами специалистов предприятия.
Возможность глубокого анализа данных
Вся информация, накопленная в базе данных системы, может быть выдана
вам в любой момент в полном объеме и в форме, удобной для анализа. Причем вам
нет необходимости дожидаться конца учетного периода или связываться
внесистемными способами с различными филиалами и подразделениями.
Защита
данных
В системе большое внимание уделено вопросу разграничения прав
пользователей. Каждому сотруднику могут быть назначены индивидуальные права
доступа как к разделам информации, так и к функциям системы. Только
администратор системы может делать все, в том числе распределять права между
пользователями и отслеживать действия, произведенные ими.
CRM-системы
CRM-система (сокр. от англ. Customer Relationship Management System - система управления
взаимодействием с клиентами) — корпоративная информационная система, предназначенная
для улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и
истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохранённой информации и
последующей оценки их эффективности.
Основные принципы CRM-системы:
Классификация
CRM-систем
По функциональным
возможностям:
По уровням обработки информации:
MES-системы
MES (сокр.
от англ. Manufacturing Execution System) - исполнительная система производства.
Системы такого класса решают задачи синхронизации,
координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо
производства.
Функции MES-систем:
10. Понятие реинжиниринга
и его основные положения
Необходимость постоянного совершенствования предполагает подход к
бизнесу как к процессу. Процесс бизнеса – это множество шагов, которые
совершает фирма от одного состояния к другому.
Общее управление деловыми действиями
(бизнес-процессами) называют инжинирингом
бизнеса, подразумевая постоянное улучшение процессов.
Основателем теории реинжиниринга
считают М.Хаммера, который в соавторстве с Дж.Чампи выпустил книгу «Реинжиниринг
корпорации: манифест для революции в бизнесе»..
Реинжиниринг – это
перестройка (перепроектирование) деловых процессов
для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг бизнес-процессов – это «революционное изменение
процессов», происходящее с использованием современных
информационно-телекоммуникационных технологий.
Понятие реинжиниринга
подразумевает не проведение косметических изменений и не перетасовку уже
существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при реинжениринге
сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предполагает
изобретение совершенно новых способов работы.
Реинжиниринг обычно представляют как фундаментальное
переосмысление и радикальную перестройку бизнеса в целях улучшения следующих
важных показателей:
· стоимость; качество; уровень сервиса; скорость
функционирования; финансы; маркетинг;построение информационных
систем.
Проект реинжиниринга бизнеса обычно включает четыре этапа:
1. Разработка образа-видения (vision) будущей компании. На этом этапе компания
строит картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических
целей;
2. Анализ существующего бизнеса — проводится
исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент;
3. Разработка нового бизнеса — создаются новые и (или)
изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система,
тестируются новые процессы;
4. Внедрение проекта нового бизнеса.
Свойства реинжиниринга:
1.Отказ
от устаревших правил и подходов; Начало делового процесса с «чистого листа».
2.Пренебрежение
действующими системами, структурами и процедурами компании. Радикальное
изменение способов хоз. деятельности.
3.Приведение к значительным изменениям показателей
деятельности, которые могут на порядок отличаться от предыдущих.
Основные положения:
1.Несколько
работ объединяются в одну;
2.Исполнители
самостоятельно принимают решения
3.Работы
по процессу выполняются в их естественном порядке
4.Работа
выполняется там, где это наиболее целесообразно
Распределение
функций между работниками должно происходить от процесса и необходимости его
эффективного исполнения, а не от закрепленных на него ранее обязанностей.
5.Уменьшение
кол-ва входов в процессы.
6.Снижение
доли работ по проверки и контролю, поскольку они стоимость не добавляют, а
ресурсы используют.
7.Снижение
доли согласования.