ТОАУ (Гутгарц Р.Д.). Ответы на вопросы.

 

1. Неформализуемые этапы системного анализа: формулирование проблем, выявление целей, формирование критериев.

Системный анализ – универсальный междисциплинарный подход, который используется для выявления проблем и нахождения путей их устранения.

Формулирование проблемы.

Проблема – это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которая требует разрешения. Некое отрицательное или нежелательное явление.

Пример: недостаточная пропускная способность автомобильных дорог в городе.

Как правило, проблема не существует одна, а имеется некоторая совокупность проблем, которые её окружают. Совокупность взаимосвязанных проблем называют проблематикой.

Для того чтобы определить по возможности более полно структуру проблематики, необходимо составить список заинтересованных лиц, которые могут влиять на сущность проблематики. В этот перечень рекомендуется включать:

·        клиентов (лица, которые ставят проблему, заказывают и оплачивают системный анализ);

·        лиц, принимающих решения, или ЛПР (лица, от полномочий которых непосредственно зависит решение проблемы);

·        участников, активных и пассивных (лица, которые участвуют в решении/те, на ком отразятся последствия);

·        системные аналитики.

Критерии выбора действий при возникновении проблемы.

Проблемы целесообразно решать в случаях, когда:

·        проблема стоит очень остро, находится на «пике»;

·        выгода от решения больше затрат на решение;

·        отсутствует готовое решение.

Нецелесообразно решать проблемы, когда:

·        проблема находится на «излете»;

·        выгоды от решения проблемы меньше затрат на решение проблемы;

·        есть готовое решение.

Причины возникновения проблем:

·        непредвиденные обстоятельства;

·        целенаправленные действия;

·        неправильные стандарты;

·        случайные ошибки.

Алгоритм описания и формулирования проблем.

1.      Что собой представляет проблема и/или проблематика? Корректное и полное описание самой проблемы.

2.      Где и почему возникла?

3.      Когда появилась? Как долго существует? Какова периодичность повторения?

4.      Чем проблема характеризуется? (Степень важности, время, затраты, ущерб, люди, средства и др.).

5.      Кто заинтересован в решении (на ком отразятся результаты решения)?

6.      Каковы перспективы решения?

Классификация проблем.

1.      По масштабу:

- по числу затрагиваемых лиц;

- по величине потерь.

2.      По важности (по характеру последствий для организации).

3.      По срочности (насколько срочно надо решить во времени).

4.      По возможности решения:

- нерешаемые в принципе;

- нерешаемые в данных условиях;

- решаемые.

5.      По структурированности:

- проблема может быть хорошо структурирована и количественно описана в деталях (например, пробки на дорогах);

- средняя структурированность и описание лишь в основных моментах и взаимосвязях;

- проблема слабо структурирована и описывается только качественно.

Дополнительно проблемы характеризуются:

·        разрывом между тем, что есть, и тем, что должно быть;

·        неопределенностью (решение пока неизвестно);

·        неясностью причин и последствий;

·        наличием нескольких вариантов решения.

Выявление целей.

При формировании проблемы в неявной форме говорится, что нам не нравится, а при формулировании целей – чего мы хотим достичь.

Цель – формулировка того, что мы хотим достичь в будущем. Антипод проблемы.

Существует 2 системы ценностей, в рамках которых могут быть сформулированы цели.

 

Технократическая система ценностей

Гуманистическая система ценностей

Природа как источник неограниченных ресурсов

Природные ресурсы ограничены

Превосходство над природой

Гармония с природой

Природа враждебна или нейтральна

Природа дружелюбна

Управляемая окружающая среда

Окружающая среда находится в хрупком равновесии

Информационно-технологическое развитие общества

Социокультурное развитие общества

Рыночные отношения

Общественные интересы

Риск и выигрыш

Гарантии безопасности

Индивидуальное самообеспечение

Коллективистская организация

Разумность средств

Разумность целей

Информация и запоминание

Знание и понимание

Образование

Культура

Основные трудности при выявлении целей.

1.      Цель – описание желаемого будущего, в чем легко допустить неточности или ошибиться.

2.      То, что для одного уровня иерархии является целью, для другого может быть средством.

3.      Формирование целей человека определяется системой его ценностей, а они бывают различными и даже противоречивыми.

4.      Т.к. проблема может быть представлена в виде проблематики, то и цель практически никогда не бывает единственной.

5.      При множественности целей существует опасность их неправильного ранжирования.

6.      Цели меняются со временем.

Рекомендации по формулированию целей.

1.      Включать в рассмотрение цели, противоположные заявленным, а также цели двойственные (например, минимизация страданий от болезни не есть максимальное удовольствие при лечении).

2.      Выявлять не только желаемые цели, но и нежелательные по последствиям цели. Это позволит предвидеть возникновение новых проблем как можно раньше.

3.      Допускать всякие цели.

4.      Единственным ограничением при формировании целей является то, что цели должны излагаться  в номинальной шкале, т.е. быть названием. Употребление более сильных шкал – это признак целей более низкого уровня или переход от целей к критериям.

Опасность смешения целей.

В системном анализе необходимо учитывать динамичность целей. Сроки старения целей зависят от многих факторов. Как правило, цели более высоких уровней долговечнее.

В социальных системах цели высших уровней часто формулируются как интересы будущих поколений, а сроки целей нижних уровней связаны с настоящими действиями и действиями в ближайшем будущем.

Принципы ранжирования целей, т.е. определения приоритетности целей в системе:

1.      По степени важности для организации.

2.      По последовательности достижения.

3.      По срокам достижения.

4.      По выгоде, ожидаемой в процессе реализации цели.

При формулировании глобальной цели очень важно предусмотреть промежуточные цели, т.к. они могут изменить глобальную цель или сделать невозможным её достижение.

Формирование критериев.

Критерии – количественные характеристики модели качественных целей.

Критерии могут быть:

·        философские,           психологические,

·        познавательные,      моральные,

·        экономические,       политические,

·        этические,                 эстетические.

В основе любых критериев могут быть заложены две основных составляющих:

·        деньги,

·        время.

Существует понятие многокритериальности реальных задач, которые решаются по отношению к сложным системам.

Количество критериев должно быть таким, чтобы они достаточно полно «покрывали» цель.

Критерии оценки вариантов выбора:

·        правовые,                 технические,

·        экономические,       экологические,

·        социальные.

 

2. Генерирование альтернатив: источники альтернатив, способы увеличения и сокращения числа             альтернатив.

Альтернатива – ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух (или более) взаимоисключающих возможностей.

Источники альтернатив:

·        опыт,

·        статистика,

·        экспертиза,

·        моделирование,

·        поиск в литературе (публикациях) и т.д.

Способы увеличения числа альтернатив:

·        поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе,

·        привлечение квалифицированных экспертов, которые имеют разнообразную подготовку и опыт,

·        увеличение числа альтернатив за счет их комбинирования, а также образование промежуточных вариантов между предложенными ранее,

·        модификация имеющейся альтернативы,

·        включение альтернатив, которые противоположны предложенным, в том числе и нулевая альтернатива,

·        интервьюирование заинтересованных лиц, анкетные опросы,

·        включение в рассмотрение даже тех альтернатив, которые на первый взгляд кажутся глупыми или надуманными,

·        генерирование альтернатив, которые рассчитаны на различные интервалы времени и т.п.

Способы сокращения числа альтернатив.

Признаки хороших альтернатив:

1.      Устойчивость при изменении некоторых внешних условий.

2.      Надежность.

3.      Многоцелевая пригодность.

4.      Адаптивность.

5.      И др. признаки практичности.

Отсеивать нужно следующие типы альтернатив:

1.      которые обнаруживают отрицательные побочные эффекты,

2.      недостижение контрольных уровней по некоторым важным показателям (например, высокая стоимость).

Примеры.

Проблема: транспортные пробки.

Решения:
1. ходить пешком;
2. вообще не ездить в данное время;
3. ездить на велосипеде;
4. ездить в другое время;
5. заранее планировать свой маршрут, чтобы избежать пробок;
6. жить и работать в одном месте;
7. пользоваться только общественным транспортом;
8. ездить по тротуарам.
Проблема: получение вирусов по электронной почте.
Решения:
1. не пользоваться электронной почтой;
2. получать и читать почту на чужом ПК;
3. читать только почту от проверенных отправителей;
4. пользоваться антивирусными программами с постоянным обновлением;
5. читать почту в той программной среде, в которой действие вирусов невозможно или очень затруднено (Linux, Mac OS);
6. сразу убивать все письма с вложениями;

7. пользоваться услугами бесплатной почты, которую автоматически проверяют на вирусы;
8. посылать и получать письма по почте на бумаге.

3. Способы генерирования альтернатив.

Мозговой штурм.

Этот метод был специально разработан для получения максимально возможного количества предложений. 5 - 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей.

Основной принцип - неконтролируемая генерация и спонтанное переплетение идей участниками группового обсуждения проблемы. В результате возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. Одна высказываемая идей базируется на предыдущей и порождает следующую. В результате возникает поток идей. Мозговой штурм - это не упражнения в высказывании нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые идеи.

Идеи, высказанные во время сеанса, подвергаются пересмотру. Часть из них отбрасывается и составляется список, начинающийся с хороших идей.

Организационные условия осуществления метода:

1) Группа включает 8-10 специалистов из различных областей.

2) Ведущий поощряет высказывание самых неожиданных идей.

3) Чем больше идей, тем лучше.

4) Обмен мыслями и сочетание идей. Члены группы должны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на другой и пытаться комбинировать некоторые идеи в различных сочетаниях.

5) Критика запрещается. Замечания “Это уже продавалось” или “Это никто не купит” или “Это не будет работать” запрещены.

6) Продолжительность заседания от 15 до 30 минут.

7) Отсутствие авторских прав на идеи - любой участник может развить идеи другого.

8) Иерархический уровень участников не должен сильно отличаться.

9) Идеи записываются.

10) Ведущий не должен подчеркивать свою осведомленность.

11) Ведущий не должен подчинять людей своей воле.

12) Высказываемые идеи обсуждаются не сразу.

Особенности:

1.      В группу собираются специалисты разных профессий, сфер, направлений.

2.      Приветствуются любые идеи, даже самые невероятные, каждая идея записывается на отдельной карточке.

3.      Категорически запрещается любая критика.

4.      Все карточки собираются, сортируются и анализируются другой группой экспертов.

Синектика.

Главное отличие: люди должны обучаться от полугода до года.

В основе синектики лежит ассоциативное мышление, т.е. поиск аналогий поставленной задаче.

Синектика — методика психологической активизации творчества, предложенная В. Дж. Гордоном. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В отличие от мозгового штурма целью при синектике является не количество предложенных альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив, может быть даже одной, но они должны решать поставленную задачу.

Особенности:

1.      Формируется группа из 5 – 7 человек, которые отбираются по признакам гибкости мышления и практического опыта, психологической совместимости и общительности.

2.      В группе должны быть выработаны навыки совместной работы.

3.      Запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы.

4.      Каждый имеет право прекратить работу без объяснений при появлении признаков утомления.

5.      Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

Разработка сценариев.

В некоторых проблемах, особенно в социо-технических, искомое решение должно определить реальное будущее течение событий. В таких случаях альтернативами являются различные воображаемые, но правдоподобные последовательности действий и вытекающих из них событий, которые могут произойти в будущем с исследуемой системой. Такие гипотетические альтернативные описания называются сценариями, а метод – разработкой сценариев. Создание сценариев относится к типичным неформализованным процедурам.

Особенности:

1.      Разрабатывать так называемые верхний и нижний варианты сценариев (самый хороший и самый плохой).

2.      Полезно включать в сценарий воображаемый активно противодействующий элемент.

3.      Не разрабатывать такие сценарии детально, т.к. в этом случае они будут очень чувствительны к различным изменениям.

4.      Составлять список факторов, которые влияют на ситуацию или событие прямо или косвенно.

5.      Учитывать наличные ресурсы и др.

Морфологический анализ.

Сущность метода состоит в выделении  всех независимых переменных анализируемой системы, перечислении всех возможных значений этих переменных и генерировании альтернатив путем простого перебора всех возможных сочетаний этих значений.

При использовании этого метода существует проблема, что при увеличении числа переменных необходимо сокращать возможности выбора, поэтому она решается путем наложения различных ограничений, которые позволяют отбросить не подлежащие рассмотрению варианты.

Деловые игры.

Это имитационное моделирование реальных ситуаций, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют порученную им роль. Реальности при этом заменяется некоторой моделью.

Примеры: штабные игры и маневры военных, работа на тренажерах (летчики, диспетчеры и др.), административные игры и т.п.

Деловые игры чаще всего используются для обучения, а по результатам вырабатываются инструкции или рекомендации по поведению в таких ситуациях.

Методы экспертных оценок.

При использовании экспертных оценок предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. Эксперты при этом выступают в роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат. Коэффициент конкордации используется при количественной оценке согласования мнения экспертов. Этот коэффициент позволяет определить, насколько согласовано мнение экспертов (норма от 0,7 до 0,8).

Метод Делфи.

Разновидность метода экспертных оценок. Особенности:

Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости высказанных мнений. Обычно бывает достаточно провести 5 – 6 итераций.

Недостатки: затрачиваемое время, психологический человеческий фактор.

 

4. Методы анализа систем управления: проведение интервью, анкетирование, обзор документов,             наблюдение.

Методы анализа систем управления – методы извлечения информации, которая необходима для анализа и принятия решений.

В основе всех управляющих процессов лежит информация, поэтому при анализе систем управления необходимо её собрать, обработать и представить ЛПР для принятия решений.

Интервьюирование – наиболее важный и распространенный метод для выявления существенных элементов системы.

Можно выделить следующие этапы:

1.      План интервью.

2.      Проведение интервью.

3.      Обработка результатов.

Интервью не является единственным источником информации о системе, а используется совместно с другими методами.

План интервью. К любому интервью нужно подготовиться, сформулировать конкретные конечные цели, аккуратно выделить предмет интервью. Для анализа могут привлекаться и клиенты компании. Время и место проведения интервью обязательно нужно согласовать.

Проведение интервью. Особенности:

1.      Интервью должно иметь четкую структуру. Существует три типа структуры интервью

·      Пирамидальная структура (интервью начинается с множества мелких вопросов, постепенно осуществляется переход к общим вопросам).

·      Воронка (интервью начинается с общих вопросов и заканчивается более мелкими).

·      Ромб (сначала задаются общие вопросы, затем мелкие/частные, потом снова переходят к общим вопросам).

2.      Человек, которые проводит интервью, должен уметь хорошо слушать.

3.      При проведении интервью необходимо сочетать открытые и закрытые вопросы (на закрытые вопросы можно ответить только да/нет).

4.      Никогда нельзя критиковать человека, с которым беседуете.

5.      Интервью не должно длиться более получаса.

6.      В процессе интервью можно пользоваться диктофоном и фотоаппаратом. Какую-либо дополнительную информацию нужно будет зафиксировать.

Проблемы с интервью как с источником информации.

·        Поскольку информация исходит от человека, то она всегда носит субъективный характер.

·        Часто происходит смешивание понятий во время интервью. Вместо того чтобы в результате получить то, что нужно, получается то, как этого можно достичь.

·        Техника проведения интервью зависит от качеств человека, с которым интервью проводится. Офисные работники привыкли выполнять конкретную работу, для них любые разговоры могут быть тягостными, они не всегда могут конкретно отвечать на вопросы. Управляющий персонал более открыт к любому обсуждению.

·        Во время интервью нужно живо реагировать на ситуацию и уметь быстро отфильтровывать ненужные сведения (информационный шум).

Анкетирование.

Анкетирование используется для получения конкретного вида информации об исследуемой организации и применяется при анализе системы в ограниченных случаях. Это вызвано следующими причинами:

·        Очень сложно сформулировать вопрос так, чтобы все респонденты поняли его смысл однозначно.

·        Для составления качественной анкеты аналитик должен хорошо разобраться в сути системы, поэтому анкетирование рекомендуется проводить в конце анализа системы управления.

·        Сложно обрабатывать большое количество анкет, когда в них имеются открытые вопросы.

·        Анкетирование удобно проводить, когда необходимо опросить большое количество людей, например, клиентов компании.

·        Анкетирование можно использовать как средство проверки результатов обследования, которые были получены с помощью других методов.

Качественно составленная анкета позволяет создать качественную (реалистичную) модель ситуации.

Обзор документов позволяет создать общую картину работы предприятия.

Перечень документов, которые можно использовать для анализа:

1.      Инструкции по выполнению работ.

2.      Должностные инструкции.

3.      Бланки документов, которые заполняются сотрудниками и перемещаются между подразделениями. По этим документам можно отслеживать движение информации и организацию её хранения.

4.      Документы, которые определяют политику предприятия в области информационной системы.

5.      Описание предприятия для посетителей и информация о работе предприятия.

6.      Описание предыдущих исследований информационной системы.

Существуют методики анализа документов. Как правило, эти методики закрытые, т.е. их используют специальные консалтинговые фирмы для выполнения своих работ.

Недостатки:

1.      Большое количество документов.

2.      Документы могут не содержать необходимой информации за прошлые периоды, т.к. их уничтожают, меняют структуры документов.

Наблюдение – важный источник для выявления недостатков существующего способа работы. Этот способ обследования применяется в том случае, когда существует необходимость изучить продолжительность какого-либо процесса, либо точно понять, как он протекает.

Достоинства:

·        Объективная информация.

·        Появляется возможность получить информацию о внутреннем содержании процесса, а не то, как этот процесс отражается на бумаге.

·        Возможность идентифицировать операции, занимающие слишком много времени.

·        Возможность пронаблюдать, как различные процессы пересекаются между собой, т.е. получить представление о динамике процесса, а не его статическое описание.

Недостатки:

·        Поведение людей, когда за ними наблюдают, может отличаться от обычного способа выполнения тех же самых операций.

·        Этот метод требует больших затрат времени, поэтому используется в качестве дополнительного инструмента, а не основного.

 

Этот метод позволяет выявить процессы, которые осуществляется долго, нерационально, может привести к оптимизации технических процессов, корректировке должностных инструкций.

Пример: выявление узких мест в работе системы и их оптимизация.

 

5. Особенности проектирования входной информации.

К информации (как входной, так и выходной), используемой при решении задачи, предъявляются следующие требования:

·       Полнота, т.е. в состав информации должны входить всё необходимое, а именно  данные для выполнения некоторого процесса (например, для решения задачи).

·       Минимальность по составу входящих в информацию данных, т.е. в ней не должно содержаться лишних ненужных сведений, либо излишне детализированных данных.

·       Оптимальность. Информация не должна быть слишком ограниченной, так как это не позволяет принять обоснованное и эффективное решение. Но еще большей опасностью является избыточность, когда невозможно отличить существенное от несущественного, временное от постоянного, закономерное от случайного.

·       Своевременность. Запоздавшая информация бесполезна как по своей информативной ценности, так и по затраченным на ее получение ресурсам.

·       Надежность и достоверность.

Входная (первичная) информация может быть представлена в виде «ручных» документов на бумажных носителях, либо в виде файлов баз данных. Особое значение имеет информация, источниками которой являются технические устройства, например, датчики.

В понятие документ в контексте описания постановки задачи включено требование размещения некоторой взаимосвязанной информации в определенном структурированном виде.
Исходная информация будет содержаться в документе в том случае, если она является первичной, т.е. до рассматриваемой задачи нигде ранее в БД не вводилась.
Исходная информация будет содержаться в соответствующем файле БД, если она является вторичной, т.е. представляет собой результат обработки первичной информации, полученный в процессе реализации других смежных задач, которые в соответствии с технологией решения предшествуют рассматриваемой задаче.
Для описания каждого документа (если их несколько) необходимо:

Входная информация может располагаться не в одном, а в нескольких файлах, что определяется спецификой описываемой задачи. Причем если один и тот же показатель (например, «табельный номер») содержится в нескольких файлах, необходимых для решения задачи, то рекомендуется присваивать ему во всех файлах один и тот же идентификатор. Такой несложный прием значительно упростит все дальнейшие процедуры обработки.

 

6. Особенности проектирования выходной информации.

К информации (как входной, так и выходной), используемой при решении задачи, предъявляются следующие требования: полнота, минимальность, оптимальность, своевременность, надежность и достоверность.

Выходная информация в концентрированном виде отражает результаты решения задачи, которые являются основанием для последующего анализа и принятия соответствующих управленческих решений. Поэтому очень важны форма представления и размещения результатной информации в документах и (или) структурах БД, а также ее качественный и количественный состав. Если результаты решения остаются в файлах и не выводятся на экран или принтер, то описание такой информации будет аналогично описанию входной информации, также содержащейся в файлах БД.
При проектировании выходных документов целесообразно соблюдать следующие правила:

  1. Не вмещать всю выходную информацию, если ее объем достаточно велик, в одну форму.
  2. Создавать новые выходные формы вместо существующих, если они, по мнению разработчика, наиболее наглядно и полно отражают результаты.
  3. Не размещать в выходных формах сопроводительную и пояснительную информацию, если она не имеет принципиального значения.
  4. Логически связанные показатели размещать рядом.
  5. Выходной документ должен обладать хорошей читаемостью.
  6. В выходных документах должны отсутствовать показатели, рассчитываемые вручную.
  7. Для некоторых задач в качестве результатов решения вместо традиционной табличной формы более информативной является графическая.
  8. Упорядочивать выходную информацию по одному или нескольким показателям.
  9. Для получения выходной информации, сгруппированной по произвольной совокупности полей БД, необходимо наличие запросной системы. Она может быть организована по-разному. Первый: на экран выводится таблица. В 1-м столбце указывается наименование поля БД (например, фамилия, дата рождения,  ограничитель-отдел, профессия или должность и т.д.), во 2-м столбце  (начиная с ...., совпадает с ..., включает, не равно, меньше или =, больше или = и т.д.), в 3-м столбце - конкретное значение поля БД. (Наименование | Ограничитель | Значение)

Второй вариант: использование специального языка запросов. Процесс составления запроса заключается в выборе названий необходимых полей из файлов БД и определения связей между ними с применением соответствующие совокупности символов (например, булевских выражений И, ИЛИ, НЕ, знаков «+», «?»и т.п.). Методика построения запросов и их примеры должны быть приведены при описании выходной информации.

  1. Использовать доступные возможности компьютерных технологий для выделения фрагментов документа (строк, столбцов или отдельных показателей). В качестве таких возможностей могут быть, например, шрифты, масштабирование, обрамления, цвет, «заливка».
  2. В зависимости от технологии решения задачи выходные документы могут либо уничтожаться после просмотра и анализа в экранном режиме, либо сохраняться в отдельных файлах или папках. Иногда проще и целесообразнее создать форму заново, чем занимать для нее место в памяти компьютера, а обращаться к ней крайне редко.
  3. Режим вывода документа на принтер.

Вся выходные документы могут быть представлены посредством ответов на два вида запросов:

Качественно выходная информация может быть представлена в трех формах:

Для описания каждого документа (если их несколько) необходимо:

  1. Спроектировать макет экрана.
  2. Представить эскиз информационной части документа.
  3. Дать общее описание документа по заданным параметрам
  4. Описать показатели документа по установленной форме.
  5. Описать особенности выходного документа.

При описании особенностей выходного документа можно отразить, например, следующие моменты:

и др.

 

7. Особенности описания алгоритма решения задачи.

Алгоритм в наиболее широком смысле представляет собой любой набор инструкций, следуя которым можно выполнить некоторую конкретную задачу. Более строгое определение применительно к компьютерной обработке:  предписание, однозначно задающее процесс преобразования¾алгоритм  исходной информации в виде последовательности элементарных дискретных шагов, конечное число применений которых приводит к результату.

                   Основные свойства алгоритма:

  1. Понятность (для исполнителя). Исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять.
  2. Дискретность: процесс решения состоит из отдельных элементарных действий (шагов), логически связанных между собой и выполняющихся в определенном порядке.
  3. Детерминированность (определенность). Каждая команда или шаг алгоритма должны иметь абсолютно однозначную трактовку.
  4. Результативность и конечность: независимо от сложности и длительности выполнения алгоритм должен всегда приводить, во-первых, к результату, во-вторых, результат должен быть достигнут за конечное число шагов.
  5. Массовость (или универсальность). Каждый алгоритм, разработанный для решения какой-либо конкретной задачи и апробированный на соответствующих исходных данных, будет пригоден для выполнения при всех других вариантах исходных данных. Тем самым достигается применимость однажды разработанного алгоритма для определенного типа или класса задач.

                   Структуры алгоритмов.

Несмотря на огромное множество алгоритмов, все они строятся при использовании всего трех базовых структур: линейной, разветвляющейся и циклической.
Линейный алгоритм представляет собой строго выполняющуюся последовательность действий.
Разветвляющийся алгоритм предполагает наличие разных путей (вариантов) решения, каждый из которых выбирается в зависимости от выполнения соответствующих условий.
Циклический алгоритм характеризуется повторением одних и тех же операций, но каждое повторение осуществляется при изменении параметра цикла, т.е. такой переменной, которая меняет свое значение по заданному закону при каждом вхождении в цикл. Количество повторений может быть четко заданным, тогда конец вычислений достигается за известное число повторений. Но существуют итерационные циклы, когда число повторений заранее неизвестно. Окончание циклического процесса происходит в случае, если результат вычисления, выполняемого в цикле, удовлетворяет заданному условию. Каждое повторение цикла сопровождается проверкой выполнения такого условия, т.е. каждое повторение последовательно приближает результат к завершению циклического процесса.

                   Два класса задач:

  1. Задачи, решение которых может быть однозначным. Например, учет персональных сведений о работниках, расчет коэффициента текучести кадров за определенный промежуток времени, вычисление длины окружности.
  2. Задачи, в которых возможно несколько вариантов решения. Их количество зависит от варьирования начальных условий и налагаемых ограничений, например, планирование карьеры, отбор претендентов на вакантную должность при одинаковых результатах тестирования, составление бизнес-плана при разных вариантах ограничений на используемые финансовые, трудовые и материальные ресурсы.

                   Формы алгоритмов.

Алгоритмы могут быть представлены в следующих формах:

В зависимости от специфики алгоритма при его описании может быть использован только какой-либо один из перечисленных методов, либо любое их сочетание. Если специфика задачи предполагает помимо стандартного решения наличие нестандартных ситуаций, которые также требуют математической и (или) логической обработки, то их обязательно надо учесть и описать. В противном случае, при возникновении условий, приводящих решение к обработке непредусмотренной ситуации, компьютер не сможет отреагировать адекватным образом. В результате можно либо вообще не получить ответа (произойдет «зависание» компьютера), либо получить совершенно неверное решение, если данная ситуация будет просто проигнорирована и решение пойдет по первой из следующих возможных ветвей.
Таким образом, качество работы алгоритма определяется тем, насколько полно и точно учтены в нем все возможные изменения в решении задачи, а алгоритм складывается из обработки определенной стандартной ситуации и совокупности нестандартных ситуаций.
Стандартная ситуация: один сотрудник выписывает накладную для получения
-товара на складе, второй - выдает по данной накладной товар, третий  отражает данные события в бухгалтерской документации. Перечисленные действия должны осуществляться в заданной последовательности и в установленное время. Нестандартные ситуации (причем приведенный перечень не исчерпывает всех возможных нестандартных ситуаций):

  1. Сотрудник выписал накладную клиенту, который не оплатил товар.
  2. Накладная выписана на товар, который отсутствует в настоящий момент на складе.
  3. Накладная выписана на большее количество товара, чем имеется в наличии.
  4. Накладная выписана не на тот товар, который заказал и оплатил клиент (товары различаются, например, артикулами).
  5. Клиент не пришел на склад за товаром по выписанной накладной в назначенное время.
  6. Клиент отказался получать товар или его часть из-за обнаруженных дефектов.
  7. По просьбе клиента на складе ему вместо указанного в накладной товара выдали другой, который отличается по цене.
  8. Клиент потерял накладную по пути на склад.
  9. Кладовщик неправильно оприходовал товар по количеству и номенклатуре.
  10. Кладовщик похитил и укрыл товар.
  11. Кладовщик ошибся при отпуске товара.
  12. Кладовщик потерял накладную.

Если для решения рассматриваемой задачи используются какие-либо известные экономико-математические методы и модели, то необходимо кратко изложить суть метода и представить соответствующую модель в терминах и обозначениях, принятых в задаче.
В качестве модели в данном случае предполагается ее математическое описание, где элементами формул выступают соответствующие идентификаторы полей файлов БД или названия показателей входных документов. Для сокращений в написании формул названия показателей могут быть указаны в форме обозначений. Но при этом обязательными являются два условия. Во-первых, все используемые в формулах показатели должны быть описаны на предыдущих этапах постановки задачи. Во-вторых, все обозначения показателей должны сопровождаться их расшифровкой, что указывается непосредственно после формул. Большинство алгоритмов используют информацию, находящуюся в файлах БД. Но существуют и такие алгоритмы, которые по ходу решения могут запрашивать какие-либо данные у пользователя. Такая информация называется оперативной. Хранить ее в памяти из-за постоянного изменения и очень краткого времени использования не рационально, поэтому работа с ней строится по принципу диалогового режима. Эти особенности также необходимо описать в алгоритме, т.е. когда, в какой форме, в каком месте экрана удобнее всего работать с такого рода информацией.

В ряде алгоритмов можно предусмотреть выдачу определенных сообщений, сопровождающих процесс решения и выполняющих при этом различные функции, например:

Но если острой необходимости в подобного рода сообщениях нет, то не следует злоупотреблять возможностями компьютера и «засорять» решение задач информацией, не имеющей ценности для пользователя.
Одним из элементов описания алгоритма может быть сценарий диалога, который пользователь будет осуществлять в процессе решения. Сценарий планируется в том случае, когда решение неоднозначно и требует постоянной «направляющей руки» со стороны пользователя. Это может быть, например, контроль за решением, изменение траектории решения при выполнении (или невыполнении) каких-либо условий или другие функции.
В сценарии диалога отражаются все виды возможных информационных обменов между пользователем и вычислительной средой. Наличие сценария диалога значительно расширяет возможности пользователя, поскольку таким образом можно:

выполнять вычисления по разным параметрам или значениям одного параметра.

 

8. Управление рисками.

Риск-менеджмент (управление рисками, Risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Цель риск-менеджмента в сфере экономики — повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с помощью защиты от реализации чистых рисков.

                   Виды рисков.

Современная экономическая наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти положительные, нейтральные или отрицательные последствия. Если риск предполагает наличие как положительных, так и отрицательных результатов, он относится к спекулятивным рискам. Если же вследствие реализации риска могут наступить либо отрицательные результаты, либо их может не быть вовсе, такой риск именуется чистым.

                   Этапы риск-менеджмента.

В риск-менеджменте принято выделять несколько ключевых этапов:

  1. выявление риска и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий;
  2. разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;
  3. выбор методов и инструментов управления выявленным риском;
  4. непосредственное управление риском;
  5. оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.

Ключевым этапом риск-менеджмента считается этап выбора методов и инструментов управления риском.

Управление рисками - это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб фирме. Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий). Соответственно, управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете наносящих существенный материальный ущерб фирме.

                   Методы и инструментарий риск-менеджмента.

Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие.

Риск-инструментарий значительно шире. Он включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления.

Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование. Страхование предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). Примерами других инструментов могут быть:

формирование резервов или запасов (метод принятия).

 

Hosted by uCoz