1.                   Понятие о свойствах надёжности

Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания и транспортирования (ГОСТ 27.002—89). Это также характеристика человека, на которого можно положиться, он надёжен, не подведёт.

Количественно надёжность оборудования равна величине, обратной интенсивности отказов на заданном интервале времени.

Интуитивно надёжность объектов связывают с недопустимостью отказов в работе. Это есть понимание надёжности в «узком» смысле — свойство объекта сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Иначе говоря, надёжность объекта заключается в отсутствии непредвиденных недопустимых изменений его качества в процессе эксплуатации и хранения. Надёжность тесно связана с различными сторонами процесса эксплуатации. Надёжность в «широком» смысле — комплексное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать в себя свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости, а также определённое сочетание этих свойств.

В английском языке используется термин MTBF (Mean Time Between Failures) — среднее время между отказами или наработка на отказ, а также MTTF (Mean Time To Failure) — средняя наработка до отказа. Следует заметить, однако, что публикуемые величины MTBF/MTTF часто основываются на результатах ускоренных испытаний — в течение ограниченного времени, позволяющего выявить преимущественно долю производственного брака. В таком случае заявленное значение MTBF говорит не столько о собственно надёжности, и тем более не о долговечности, сколько о проценте забракованных изделий. Например, MTBF порядка 1 млн ч для компьютерного накопителя на жёстких дисках, очевидно, не означает 114 лет непрерывной безотказной работы — и не только потому, что эксперимент такой продолжительности не мог быть проведён, но и потому, что сам производитель назначает ресурс (срок службы) не более 5—10 лет и гарантийный срок 1—5 лет.

В объектах различают следующие состояния в отношении надежности:

Исправное состояние – это такое состояние объекта, когда он отвечает требованиям НТД (Научно-техническая документация)

Неисправное состояние – когда объект не отвечает хотя бы 1-му из требований нормативно-технической документации.

Работоспособное – состояние, которое отвечает установленным требованиям.

Неработоспособное - когда объект не отвечает хотя бы 1-му из значений, установленному для работоспособного состояния.

Предельное состояние – состояние объекта, при котором его применение не допустимо или не целесообразно.

Виды объектов:

 

Виды свойств надежности.

1.     Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, или некоторой наработки.

2.     Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, т.е. наступления такого состояния, когда оно должно быть направлено либо в ремонт (средний или капитальный), либо изъято из эксплуатации.

3.     Ремонтопригодность свойство объекта, заключающееся в приспособленности к обнаружению и устранению отказа путём проведения ремонта.

4.     Сохраняемость- свойство объекта сохранять работоспособность в течение всего периода хранения и транспортировки.

 

Дополнительные определения:

·         Живучесть — свойство объекта сохранять работоспособность в экстремальных ситуациях.

·         Достоверность

·         Отказ — событие, заключающиеся в полной или частичной утрате работоспособности.

·         Сбой — самоустраняющийся отказ.

·         Наработка — время или объём работы.

·         Ресурс — наработка от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.

·         Срок службы — календарная продолжительность от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.

·         Качество – это степень способности выполнять требования.

·         Повреждение – нарушение исправного состояния при сохранении работоспособности.

·         Восстановление – это переход из неработоспособного состояния в работоспособное или исправное.

 

2.                   Модели надёжности невосстанавливаемых и восстанавливаемых систем

Все объекты подразделяются на:

Невосстанавливаемые или неремонтируемые, эффект функционирования которых пропорционален наработке  и характеризуемые безотказностью ;

Восстанавливаемые или ремонтируемые, эффект функционирования которых пропорционален наработке , характеризуемые безотказностью в цикле  и характеризуемые числом восстановлений.

Условиями предельного состояния вышеперечисленных объектов являются: отказ; возрастание параметра потока отказов выше допустимого уровня; необходимость проведения капитального ремонта (n=1); снижения вероятности безотказной работы в цикле (P(t)).

В качестве показателя долговечности рекомендуется гамма-процентный ресурс Tpg, назначенный ресурс Трн и средний ресурс Трср.

Для большинства ТС и, в частности,  систем управления характерны три вида зависимостей интенсивности отказов  (ИО)  от времени,  которые соответствуют трем «периодам жизни» этих устройств:

I.  Первый вид характеристики.  Здесь ИО монотонно уменьшается.  Это соответствует периоду приработки,  в котором проявляются дефекты технологии и изготовления и которые не свойственны конструкции.

II.  Второй вид характеристики. Здесь ИО остается приблизительно постоянной.  Это соответствует так называемому периоду нормальной эксплуатации. В этот период, как правило, возникают внезапные отказы, свойственные самой конструкции.

III.  Третий вид характеристики. Здесь ИО постоянно возрастает.  Это соответствует периоду износа, вызванного процессами старения. В этот период возникают, главным образом постепенные отказы.

Модель надежности каждого объекта уникальна, но может быть описана каким-либо известным ЗРВ. В большинстве случаев используют экспоненциальный ЗРВ.

Модель невосстанавливаемых объектов (НВО) описывает процессы до возникновения отказов. В принципе основной характеристикой будет время наработки на отказ: Математическое определение:                    

где t – время от начала работы невосстанавливаемого изделия до его отказа.

Статистическое определение:        

В данном случае описание объекта проводится с точки зрения, что для объекта известен ЗРВ. Если ЗРВ – экспоненциальный то:

Модель восстанавливаемых объектов (ВО) процессы рассматриваются для учета случаев как до возникновения отказов, так и после, т.е. восстановление объекта. В данном случае можно поступить двумя путями:

1)       отдельно рассматривать законы распределения времен наработки на отказ и восстановления.

2)       Рассмотреть модель в виде потока событий.

Второй путь предпочтительнее, так как позволяет проще описать задачу, но сложнее с точки зрения реализации.

Основными показателями модели ВО являются:

параметр потока отказов , средняя наработка на отказ , ведущая функция потока  Ведущая функция потока представляет собой число событии интервал [T, T+θ].

Параметр потока отказов восстанавливаемого объекта – это отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольную малую его наработку к значению этой наработки. Определяется как , где  - число отказов j-го изделия,  - время наработки j-го изделия, N – число однотипных изделий.

При  и, получим:

Однако следует отметить, что по этой формуле можно найти время, только если , в остальных случаях интеграл придется брать численно. В данном случае мы рассматриваем самый простой поток событий – поток Пуассона.

 

3.                   Показатели надёжности

Показатели надежности - количественно характеризуют, в какой степени данному объекту присущи определенные свойства, обусловливающие надежность.

Количественной характеристикой только одного свойства надежности служит единичный показатель.

Количественной характеристикой только нескольких свойств надежности служит комплексный показатель.

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОТКАЗНОСТИ

Вероятность безотказной работы - Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет

 Гамма -процентная наработка до отказа - Наработка, в течение которой отказ объекта не возникнет с вероятностью , выраженной в процентах

Средняя наработка до отказа - Математическое ожидание наработки объекта до первого отказа

Средняя наработка на отказ - Отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки

Интенсивность отказов  - Условная плотность вероятности возникновения отказа объекта, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник

Параметр потока отказов - Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемого объекта за достаточно малую его наработку к значению этой наработки

Осредненный параметр потока отказов - Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемого объекта за конечную наработку к значению этой наработки.

Все показатели безотказности (как приводимые ниже другие показатели надежности) определены как вероятностные характеристики. Их статистические аналоги определяют методами математической статистики

ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ

Гамма-процентный ресурс - Суммарная наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах

Средний ресурс - Математическое ожидание ресурса

Гамма-процентный срок службы - Календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах

Средний срок службы  - Математическое ожидание срока службы.

При использовании показателей долговечности следует указывать начало отсчета и вид действий после наступления предельного состояния (например гамма-процентный ресурс от второго капитального ремонта до списания). Показатели долговечности, отсчитываемые от ввода объекта в эксплуатацию до окончательного снятия с эксплуатации, называются гамма-процентный полный ресурс (срок службы), средний полный ресурс (срок службы)

ПОКАЗАТЕЛИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ

Вероятность восстановления - Вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния объекта не превысит заданное значение

Гамма-процентное время восстановления - Время, в течение которого восстановление работоспособности объекта будет осуществлено с вероятностью , выраженной в процентах

Среднее время восстановления - Математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после отказа

Интенсивность восстановления - Условная плотность вероятности восстановления работоспособного состояния объекта, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено

Средняя трудоемкость восстановления - Математическое ожидание трудоемкости восстановления объекта после отказа.

Затраты времени и труда на проведение технического обслуживания и ремонтов с учетом конструктивных особенностей объекта, его технического состояния и условий эксплуатации характеризуются оперативными показателями ремонтопригодности

ПОКАЗАТЕЛИ СОХРАНЯЕМОСТИ

Гамма-процентный срок сохраняемости - Срок сохраняемости, достигаемый объектом с заданной вероятностью , выраженной в процентах

Средний срок сохраняемости - Математическое ожидание срока сохраняемости

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ

Коэффициент готовности - Вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается

Коэффициент оперативной готовности  - Вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени

Коэффициент технического использования  - Отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к математическому ожиданию суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период

Коэффициент сохранения эффективности - Отношение значения показателя эффективности использования объекта по назначению за определенную продолжительность эксплуатации к номинальному значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы объекта в течение того же периода не возникают

 

4.                   Факторы надёжности автоматизированных систем

 

Три класса факторов:

1) Технические(аппаратные)-факторы, зависящие от состояние тех.средств ним относятся:

·         Структура объекта. Каждая из сетей передачи данных спроектирована так, чтобы обеспечить работоспособность сети при отказе отдельных элементов  и группы элементов. По принципу «отказ отдельных частей системы не должен приводить к отказу всей системы»троятся АСУ  и их составные части. Передача данных в АСУ может осуществляться либо по принципу коммутации сообщений, каналов. Удачный выбор принципа обеспечивает более высокую надежность СПД. Структура объекта, также должна предусматривать возможность своего перестроения в процессе эксплуатации и тем самым приспосабливаться к изменяющимся условиям работы.

·         Резервирование-использование резервных средств вместо отказавших основных.

·         Контроль за тех. состоянием всех средств, входящих в состав объекта, и объекта в целом является необходимым для обеспечения работоспособности крупного объекта. Контроль и обслуживание-это комплекс организационно-технических мероприятий, путем осуществления необходимых вспомогательных действий, в связи восстановлением работоспособности.

·         Рациональный выбор комплектующих элементов, обеспечение оптимальных режимов их работы. Радиоэлектронная аппаратура и ее элементы прошли ряд этапов, для каждого из которых характерны свои комплектующие элементы Увеличение числа комплектующих элементов в системе может приводить как к снижению надежности, так и к ее повышению. Увеличение числа комплектующих элементов, вызванное усложнением выполняемых функций, приводит к снижению надежности. Увеличение числа комплектующих элементов, вызванное введением аппаратурного контроля и резервирования, повышает надежность. О влиянии элементарной базы на надежность системы можно говорить только после анализа результатов расчета.

·         Защищенность аппаратуры от неблагоприятных воздействий. Возможные средства защиты - герметизация, экранизация, помехозащищенность, защита от тепловых воздействий, грызунов и т.д.

·         Качество технолог. процесса -первооснова надежности комплектующих элементов(Чтобы были без дефектов).

·         Степень приспособленности аппаратуры для ее эксплуатации.  Средства управления м.б. расположены неудачно и приводить к ошибочным действиям оператора.

 2) Программные К ним относятся:

·                     точность математической формализации задачи на предварительном этапе разработки программы; полнота и обоснованность требований при выдаче заданий на разработку программного обеспечения;

·                     степень безошибочности выполнения заданных требований (Степень безошибочного представления решения задачи и правильность вычислительных алгоритмов);

·                     степень отлаженности программ(выявление и устранение дефектов)или уровень безошибочного воплощения данных и процедур ПО;

·                     качество структуры общего алгоритма и степень согласованности программ(мера правильности выполнения программ с учетом согласованности с вычислительной средой).

 3) Эксплуатационные. В процессе эксплуатации также возникает ряд факторов, влияющих на надежность:

·                     качество организации и проведения обслуживания объекта, в том числе и профилактического;

·                     своевременность и полнота восстановления работоспособности объекта при его отказах;

·                     обеспеченность запасными элементами и принадлежностями.

 

 

 

5.                   Принципы резервирования в обеспечении надёжности систем

Резервирование – способ обеспечения работоспособности системы за счет использования характеристик структурной надежности, т за счет применения резервных (дополнительных) элементов. Роль этих элементов сводится к избыточности системы.

 

В качестве средств резервирования могут выступать:

·                     вспомогательные, резервные элементы, включаемые различным образом в структуру самого объекта

·                     осуществление дополнительных функций, или осуществление заданных функций с помощью дополнительных средств(резервные возможности)

·                     резерв времени, выделенный на проведение действий

·                     резерв информации, привлекаемый при утере данных

Выделяют несколько видов резервирования:

·                     структурное;

·                     временное,

·                     информационное,

·                     функциональное и другие.

Функциональное резервирование—резервирование, при котором исспользуется способность эллементов выполнять дополнительные функции, а так же возможность выполнить заданную функцию дополнительными средствами.

Наиболее подходящий показатель надежности в таком  случае—коэфициент эффективности и набор показателей надежности (вероятность безотказной работы, коэфициент готовности, средняя наработка на отказ восстанавливаемого изделия) для каждого из возможных работоспособных состояний обьекта.

Временное резервирование—резервирование, при котором исспользуется резервное время для выполнения заданной функции.

Резервное время может быть исспользовано либо для повторения передачи информации, либо для устранения неисправностей аппаратуры. Это позволяет повысить достоверность и понизить колличество отказов, но снижает производительность.

Информационное резервирование—рез-е, в котором в качестве резерва исспользуется избыточная резервная информация. На пример, исспользование дополнительных разрядов при кодировании информации. Это позволяет обнаружить и устранить ошибки в передаче информации (корректирующие коды).

 

Для анализа структурной надежности ТС интерес представляет структурное резервирование – введение в структуру объекта дополнительных элементов, выполняющих функции основных элементов в случае их отказа.

Факторы, влияющие на эффективность структурного резервирования:

Элементы структуры—детали, узлы, системы, комплексы и др.

При сложных резервных элементах трудно обеспечить их сопряжение по всем основным параметрам.

Если имеется много простых элементов, то нужно много резервированных элементов—с ростом числа элементов уменьшается уровень надежности системы в целом.

Переход к более сложным элементам с целью их резервирования порождает технико-экономические проблемы. Все эти проблемы должны решаться в конкретных задачах, поэтому появились частные виды структурного резервирования.

Классификация различных способов структурного резервирования осуществляется по следующим признакам:

1)            по схеме включения резерва:

общее резервирование, при котором резервируется объект в целом;

раздельное резервирование, при котором резервируются отдельные элементы или  их   группы;

смешанное   резервирование,    при   котором   различные    виды резервирования сочетаются в одном объекте;

2)            по способу включения резерва:

постоянное резервирование, без перестройки структуры объекта при возникновении отказа его элемента;

динамическое резервирование, при котором при отказе элемента происходит перестройка структуры схемы.

основной тракт передачи данных—основная линия, резервные—штрихпунктирная

 

                В свою очередь подразделяется на:

а)            резервирование замещением, при котором функции основного элемента передаются резервному только после отказа основного;

Слева схема, справа вариант конструктивной схемы

б)                                     скользящее резервирование, при котором несколько основных элементов резервируется одним или несколькими резервными, каждый из которых может заменить любой основной (т.е. группы основных и резервных элементов идентичны).

3)            по состоянию резерва:

·                     нагруженное резервирование, при котором резервные элементы (или один из них) находятся в режиме основного элемента;

·                     облеченное резервирование, при котором резервные элементы (по крайней мере  один из них) находятся в менее нагруженном режиме по сравнению с основными;

·                     ненагруженное резервирование, при котором резервные элементы до начала выполнения ими функций находятся в ненагруженном режиме.

Основной характеристикой структурного резервирования является кратность резервирования - отношение числа резервных элементов к числу резервируемых ими основных элементов, выраженное несокращаемой дробью (типа 2:3; 4:£ и т.д.).

Резервирование одного основного элемента одним резервным (т.е. с кратностью 1:1) называется дублированием.

С целью повышения достоверности результата работы вычислительной машины две машины решают одну  и ту же задачу. Результат считается верным, если он совпадает у двух машин. Такое резервирование называется дублированием.

Число работающих машин может быть равным и трем, и больше. Результат считается верным, если он совпадает с результатом не менее, чем двух машин. Такое резервирование называется мажоритарным  или резервированием по принципу голосования. Возможны голосования «три из пяти», «пять из семи»  и тд.

 

6.                   Принципы управления проектами

Проект – совокупность проектной документации в соответствии с установленным перечнем, в которой представлены результаты проектирования (ГОСТ 22487-71)

 

ПРОЕКТ – уникальный процесс, состоящий из определенного набора взаимоувязанных и контролируемых работ с определенными датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам. (Стандарт ИСО-8402)

 

·                     назначением проекта является создание конкретных продуктов или услуг, а выходом проекта - получение одного или нескольких продуктов /услуг в любой форме: от документированного описания (абстрактный объект) до практической реализации (материальный объект);

·                     отдельный проект (подпроект) может составлять некоторую часть структур (предметного рода) более крупного проекта; проект в части упорядоченных структур (организационного рода) носит временный характер и создается на период только своего жизненного цикла.

Главный принцип управления

1.                   Должны быть методы и критерии оценки успешности выполнения стадий проекта.

2.                   Должны использоваться методы планирования, прогнозирования использования ресурсов, рисков.

3.                   В случае возникновения проблемы, она устраняется, и изучается возможность изменений в управлении.

«Триада концепций» управления проектами.

Это определяет три ориентира (обязательных признака реализации) по пути к осуществлению управления проектов:

1.                   Определение центров (общей) ответственности за проект в целом;

2.                   Задействование комплексного (в т. ч. прогнозного) планирования и контроля;

3.                   Создание специальной группы - команды проекта по объединению и координации усилий всех привлеченных исполнителей (выполнения работ сообща).

Классическая форма Тройственной Ограниченности

Тройственная ограниченность описывает баланс между содержанием проекта, стоимостью, временем и качеством. Качество было добавлено позже, поэтому изначально именована как тройственная ограниченность.

Как того требует любое начинание, проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений.

Ограниченность времени определяется количеством доступного времени для завершения проекта. Ограниченность стоимости определяется бюджетом, выделенным для осуществления проекта. Ограниченность содержания определяется набором действий, необходимых для достижения конечного результата проекта.

Эти три ограниченности часто соперничают между собой. Изменение содержания проекта обычно приводит к изменению сроков (времени) и стоимости. Сжатые сроки (время) могут вызвать увеличение стоимости и уменьшение содержания. Небольшой бюджет (стоимость) может вызвать увеличение сроков (времени) и уменьшение содержания.

Управление проектами является наукой о применении инструментов и технологий, которые дают возможность команде (не только управляющему проектом) организовать работу с учетом этих ограничений.

Иной подход к управлению проектами рассматривает следующие три ограниченности: финансы, время и человеческие ресурсы. При необходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых людей для решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимость). За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать роста бюджета, уменьшая затраты на равную величину в любом другом сегменте проекта.

Процедуры управления проектом по традиционной методологии

·                     Определение среды проекта.

·                     Формулирование проекта.

·                     Планирование проекта.

·                     Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).

·                     Контроль над выполнением проекта.

 

  1. Методология управления проектами

Процедуры управления проектом по традиционной методологии

·                     Определение среды проекта.

·                     Формулирование проекта.

·                     Планирование проекта.

·                     Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).

·                     Контроль над выполнением проекта.

Как правило, отсутствие в компании единой методологии и механизмов, стандартизирующих деятельность по управлению проектами, приводит к тому, что:

·         проекты выполняются нескоординированно;

·         отсутствует общая терминология (сотрудники общаются на разных «языках»);

·         нет единого понимания принципов управления проектами;

·         нет четкого разграничения зон ответственности участников проектной деятельности;

·         нет подробного описания процессов управления проектом;

·         в случае смены Руководителя проекта затруднена возможная передача управления новому Руководителю проекта.

Перечисленные факторы приводят к снижению эффективности управления проектами в компании в целом.

Преимущества разработки и внедрения общих механизмов управления проектами

Разработка и применение единой Методологии управления проектами позволяет компании:

·         осуществлять управленческий контроль за выполнением проектов на всех фазах (от запуска до завершения) за счет использования единой Методологии и формализованного подхода к механизмам управления проектами Заказчика;

·         разграничить полномочия и ответственность участников проектной деятельности на различных этапах жизненного цикла проекта;

·         ввести единые корпоративные правила исполнения проектов, тем самым обеспечив взаимопонимание и продуктивное взаимодействие всех участников проектной деятельности;

·         воспользоваться эффективными методами управления проектами, взятыми из лучших мировых практик, и применить положения теории управления проектами к практической деятельности компании;

·         облегчить обучение сотрудников методам управления проектами;

·         внедрить мультипроектное управление и перейти от управления отдельными проектами к управлению всей проектной деятельностью компании;

·         повысить эффективность контроля исполнения проектов со стороны руководителей компании;

·         интегрировать процессы управления проектами в бизнес-процессы Заказчика.

Результатом внедрения механизма управления проектами для Заказчика является согласованная с компанией Методология управления проектами, которая представляет собой набор документов:

1.       Корневой документ, содержащий в себе описание общих принципов проектного управления, классификатор проектов, описание ролей участников проектной деятельности, общую карту процессов по управлению проектами.

2.       Подробное описание всех процессов управления проектами, положений, шаблонов, должностных инструкций и других необходимых регламентных документов.

Разработка Методологии осуществляется в соответствии с принципами управления проектами, стандартизованными PMI® (Project Management Institute) в документе PMI PMBOK®.

 

Методология управления проектами может быть либо зрелым формальным процессом, либо неформальной технологией, помогающей команде управления проектом в эффективной разработке Устава проекта. Методология определяется в процессе разработки устава проекта и помогает:

1.       Разработать и контролировать изменения к предварительному описанию содержания проекта.

2.       Разработать и контролировать изменения к плану управления проектом.

3.       Исполнять план управления проектом.

4.       Наблюдать и контролировать проектную работу, выполняемую в соответствии с планом управления проектом.

5.       Реализовать общее управление изменениями в рамках проекта.

6.       Выполнять процедуры административного закрытия проекта и закрытия контрактов.

Примеры:

Институт Управления Проектами (PMI) международный институт управления проектами, разработавший набор международно-признанных стандартов по управлению проектами, программами, портфелями проектов и развития компетенций менеджеров проектов и программ.

СОВНЕТ -Ассоциация Управления проектами (Россия)

Международная Ассоциация Управления Проектами (Швейцария) IPMA

TenStep предлагает пошаговый подход, начинающийся с простейших вещей и заканчивающийся настолько изощренными приемами, насколько это может потребоваться для конкретного проекта, включая шаблоны документов.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz